Из истории Храма...

Михаило-Архангельский храм является главным и единственным зримым историческим памятником в современном Сарыево. Очень удивительно видеть посреди села такое большое строение, которое явно выделяется среди всех других построек и даже по столичным меркам может быть отнесено к разряду больших храмов.
С давних пор на этом месте стоял деревянный храм в честь чуда Архистратига Михаила.
006Первое известное нам упоминание о ней датируется 1628* годом, когда за подписью Патриарха Московского и Всея Руси Филарета в Сарыево была пожалована Храмозданная грамота на построение новой деревянной церкви на месте обветшавшей старой. В грамоте пишется об уже построенном деревянном храме, который на на тот момент уже был "ветх и развалился служить в нём не можно" (см. приложение 1). Однако, эта старая тоже могла быть не первой! Просто более ранних храмозданных грамот пока никто не нашел. Согласно упоминаемой Грамоте в 1628 при Храме служил поп Тихон, а жителей в самом селе было "106 людей".
Писцовые книги за 1637-1647 гг. извещают, что в тогдашнем Сарыеве было 34 двора (т.е. домов с хозяйствами).
Еще одна страничка истории Храма засвидетельствована в Благословенной грамоте от 1648 года (см. приложение 2). В этот год в Храме случился пожар. Согласно описанному в Грамоте "пономарь засветил свечу перед престольною Богородицею а сам пошёл благовестить и та де свеча отобраза упала на престол и срачица на престоле згорела..." . Сей Грамотой Патриарх Иосиф благословил "на антиминс в церковь во имя Архистратига Михаила в селе Сарыеве" и на проведение в нём служб. Из текста Грамоты мы также видим, что на 1648 год при Михаило-Архангельском храме служили сын попа Тихона - поп Иван Тихонов, диакон и пономарь.

Подробнее...

Из истории села Сарыево…

Посередине железнодорожного пути между Вязниками и Ковровом находится станция Сарыево. Своё название она получила от расположенного неподалеку села Сарыево – одного из старейших сел нынешнего Вязниковского района Владимирской области. В прежние года Сарыево являлось одним из селений Стародубского княжества и входило в состав обширной вотчины князей Стародубских-Ромодановских. Центром этих владений считалась Богоявленская слобода – нынешний поселок Мстёра.
Село Сарыево на речке таре упоминается в документах с самого начала 16 столетия. так, об этом селе говорится в духовной грамоте князя Ивана Васильевича Ромодановского, датируемой 1521 – 1522 гг. позже в числе других выморочных имений Сарыево досталось царю Ивану Грозному. В марте 1566г царь поменялся со своим двоюродным братом, князем Владимиром Старицким, взяв себе Звенигород, а князю отдав г.Верею. В придачу к Вереи Старицкому отошли и Стародубские села, среди которых названо и Сарыево. Однако вскоре князь Старицкий попал в опалу и обмен не состоялся. Вплоть до середины 17 века Сарыево с окрестными деревнями оставалось государевым имением. Эта огромная вотчина, простиралась от берегов Клязьмы до нынешнего Московско-Нижегородского шоссе и включала в себя села Сарыево и Осипово и несколько десятков других деревень. В 1653г. Алексей Михайлович пожаловал сёла своему другу и соратнику Артамону Сергеевичу Матвееву.

Подробнее...

Село Сарыево и его обитатели или о том, как душа возвращается в храм

Бывают равнодушные люди – они спокойно проходят мимо поруганной святыни (в данном случае я имею в виду разрушенные православные храмы) даже не задумываясь о том, что они, эти храмы, были важнейшей составляющей жизни их предков. Эти люди зачастую равнодушны и к своим семейным, родовым корням, которыми, как правило, мало интересуются. Бывают люди и вовсе бездушные, способные надругаться над святыней: ограбить, осквернить, разрушить. Но бывают люди неравнодушные: они идут и выгребают мусор, скопившийся внутри и вокруг святынь от жизнедеятельности равнодушных и бездушных, так называемый культурный слой, они восстанавливают эти святыни и, уверяю вас, испытывают при этом тяжелом физическом труде такую несказанную радость, которая и не снилась ни первым, ни вторым. Таких примеров множество, но я расскажу лишь о неравнодушных людях, восстанавливающих храм во имя Чуда Архистратига Михаила в селе Сарыево Вязниковского уезда (района) Владимирской губернии (области).
Но начну с другого храма, развалины которого стоят недалеко от Суздлаля, в селе Улово, близ речки Уловки. Здесь оговорюсь, что, как в первом, так и во втором храме, служили мои предки по отцу: священники в селе Улово, священники и дьяконы в селе Сарыево. Этим, во многом, и объясняется мое пристрастное отношение к двум этим святыням и пристальное к ним внимание. Об Уловском храме, стоящем и по сей день в «мерзости запустения» написал незадолго до своей смерти известный поэт-песенник Леонид Дербенев. Стихотворение называется «Храм»: Есть влево путь и вправо, - Простой и непростой. - Пуста душа без храма, - А храм стоит пустой. - Не слышно слов молитвы, - Свеча не зажжена, - И словно динамитом - Проломана стена. - Непросто храм разрушить, - В бреду безумных дней - Здесь вынимали душу - У Родины моей.

Подробнее...